Утомлённые солнцем. Рейтинг: 4

Кадр из фильма Всё ж таки пришлось мне окунуться в михалковское кино постсоветского периода, как я ни сопротивлялась. Но, собираясь изложить мыслей по поводу того, отчего же интернет-общественность так поднялась на Никиту Сергеевича, должна была сделать это, — надо же ориентироваться в предмете разговора.

Новая аранжировка неоконченной пьесы

Начала с того, что пересмотрела первых «Утомлённых солнцем», поставив фильму твёрдую четвёрку. Не шедевр (оценка 5 и выше), но и не унылое говно (оценка 3 и ниже), — это так называемое может быть кино.

Да, ко времени выхода фильма на тему сталинских репрессий были изданы десятки книг, мемуаров, статей и снято несколько фильмов.
Да, Михалков ничего не добавил к тому, что мы уже знали о той жизни. Но, кажется, он и не ставил перед собой такую задачу. Режиссёр хотел рассказать историю конкретных людей в конкретном времени и конкретных обстоятельствах. Получилось интересно. И сделано добротно. Потому как, что бы там о нём не говорили и в чём бы там его не обвиняли, Никита Сергеич всё ж таки был Мастер.

Ну да, атмосфера большого дома, чаепития, музыки, танцев, шутливых намёков, — почти один в один из его же фильма «Неоконченная пьеса для механического пианино». Эдакая барская усадьба, ленивый летний полдень, неспешные прогулки, негромкая беседа, кружевные зонтики и блёстки света на речной глади. Пересекающиеся нити отношений, отголоски прошлого, недосказанное настоящее, невзначай приоткрытое случайной фразой или взглядом.
И драма, разыгрывающаяся на этом безмятежном ярком полотне.

Прекрасный актёрский состав, хорошая игра. Никто не фальшивит, не кривляется, персонажи похожи на живых людей. Иногда, правда, замечаешь, что актёр слегка переигрывает, но такие моменты растворяются в общем ансамбле, не оставляя неприятного осадка.
Маленькая дочь Никиты Сергеича, Надя, справилась с ролью неплохо, хотя у советских/российских режиссёров проблема с детьми-актёрами всегда стояла/стоит очень остро. Ну не умеют наши снимать ребятню. Бог весть, почему.

Только двое заставили меня поморщиться. Это Авангард Леонтьев в роли шофёра, забывшего адрес заказчика и колесившего по округе в поисках нужной деревеньки. И Любовь Руднева в роли некоей Любы, принесшей доценту Всеволоду Константиновичу (В. Тихонов) конспект на проверку.

К сюжету, однако, есть у меня несколько вопросов.

  • Возможно ли, чтобы человек, воевавший против большевиков, проживший затем много лет заграницей (я так поняла историю Мити), не только спокойно вернулся в логово большевизма, не только не был осуждён как враг народа, но и принят был на работу в НКВД?
  • Хорошо, положим, Митяй сдал чекистам своих бывших товарищей, заслужил этим полное доверие советской власти и дорос в результате до приличного звания, раз ему поручили арест легендарного комдива. Но что означает Митина фраза в начале фильма: “Хорошо, я согласен”? Разве НКВД просит? Точно не приказывает?
  • Причастен ли Котов к внезапному исчезновению Мити из жизни Маруси?
  • Если именно Котов сдал Митю ОГПУ, как утверждает википедия, то каким образом командир дивизии, то есть человек, находящийся на армейской службе, мог быть в курсе того, что НКВД перевербовал Митю? Откуда у Котова сведения о том, с каким заданием Митю отправили в Париж и кого из активистов Белого движения он в результате передал в руки чекистов?
  • Если Котов ни сном, ни духом не повинен, как он убеждает жену, то почём ему знать, куда и почему делся Митяй, — разве это не секретные сведения ведомства, к которому Котов не имеет ни малейшего отношения?
  • Можно предположить, что Котов, как человек неглупый, опытный и наблюдательный, в курсе того, что происходит в стране и по какому принципу действует махина НКВД. Но тогда откуда такая беспечность, такая уверенность, что уж кого-кого, а его не заденет? Ведь в самом разгаре партийные чистки и политические репрессии, арестованы и расстреляны сотни коммунистов. А Котов, словно полный идиот, рассказывает Мите о заветном номере телефона, по которому он, Котов, будет звонить товарищу Сталину с жалобой на произвол НКВД.
  • Зачем надо было убивать шофёра грузовика (Авангард Леонтьев), случайно застрявшего на пути следования машины с арестованным Котовым?
  • Предположим, затем, чтобы не болтал лишнего об аресте всенародного любимца, так почему не арестовать до кучи и водилу? Ведь Дмитрий сказал сопровождающим НКВД-шникам, что тот был с Котовым в сговоре, организовывал побег, — такой шанс раскрыть самый настоящий заговор, заслужив благодарность начальства, ещё одну звёздочку на погоны и продвижение по службе!

Пограничное кино

В том смысле, что фильм находится на границе: до него режиссёром был один человек, после — другой. В «Утомлённых солнцем», снятых на излёте таланта, за плечами профессионала ещё присутствует художник. Ещё заметно влияние Искусства на работу Мастера. Поэтому зритель время от времени забывает оценивать качество работы режиссёра, оператора и постановщика, а начинает сопереживать. В картине ещё встречаются сцены, заставляющие задержать дыхание. Ещё встречаются, да.

Через пять лет, всё увеличивая скорость сползания Михалкова в небытие, покатятся один за другим «Сибирский цирюлник», «12» и «Предстояние» (а где-то там и «Цитадель» уже погромыхивает), в которых не только художника не видать, но даже и профессионала.

Но на рубеже, у самого края забвения, точно памятник павшему таланту стоят «Утомлённые солнцем», оберегая нас тогдашних от него теперешнего.

Вам может понравится...

Комментарии:

2 коммент.

  1. покатятся один за другим «Сибирский цирюльник», «12»

    интересно было бы почитать ваше мнение о "12" – неужели так не понравился?

    Вроде бы и такой подбор актеров, и сюжет (пусть это и ремейк), но оригинал фильма на меня не произвел такого впечатления, как фильм Михалкова.

  2. olala говорит:

    неужели так не понравился?

    Не то чтобы не понравился.. скорее, оставил равнодушной. И чем более старался Михалков растормошить меня (то одну историю расскажет, то другую, то плачут на экране, то дерутся), тем равнодушнее я становилась.

    Видите ли, Михалков пошёл в своих фильмах позднего периода по пути разжёвывания и вкладывания в рот.

    Я понимаю, почему режиссёр так поступал. Ведь и "12", и "Сибирский цирюльник", и "Предстояние" с "Цитаделью" — это заказное кино. Заказчику нужно было, чтобы потребитель продукта (зритель) ни в коем случае не ошибся с выводами, поэтому необходимо было вложить в голову потребителя совершенно определённые и очень конкретные мысли.

    И тут Михалков допустил ошибку. Он решил, что зритель — идиот. Что он обязательно всё не так поймёт. Что ему надо объяснять на пальцах, многократно повторяя одно и то же. Что-то вроде гипноза для клинических дебилов :)

    Именно поэтому все, после "Утомлённых солнцем", фильмы Михалкова, во-первых, очень длинные, во-вторых, очень занудные: перед нами совершали вскрытие. Дотошное, до мельчайших деталей, да ещё и под микроскопом.

    Зрителю не оставили и малейшей возможности быть САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ. Ему не разрешили ни додумать, ни дофантазировать, ни дорисовать. Зрителя в каждом кадре сопровождал надоедливый лектор, рассказывающий, что именно сейчас происходит на экране, как следует оценивать происходящее, как к нему относиться, что чувствовать, что думать и какие делать выводы.

    Подбор актёров — да. Ярко и красочно — да. Но это было НЕ КИНО, не художественное произведение.

    Это была лекция столичного прохвессора в сельском клубе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я люблю своих комментаторов!